Блоки тенденций
|
Содержание
|
Глобальные
|
- одна из них – «это омассовление, разобщение, обезличивание и бюрократизация труда и социальных отношений, порождающая рост потребительства, экологическую опасность деятельности человека, отчуждение, профессиональную и культурную разобщенность, увеличение числа людей, «выпадающих» из социальных норм деятельности и общения, преступность, криминализация и дегуманизация общества» [4, с.88];
- другая – «возрастание роли психологического, личностного факта, интеллектуальных функций в современном труде и жизни человека, наукоёмкости труда, развитие управляющих и предвосхищающих функций во всех видах труда, усиление ноосферного влияния совокупной деятельности человечества, рост общности людей и социальной сплоченности перед лицом экологических и социальных катастроф, увеличение роли межкультурного мирового общения, повышение значения этических норм и доверия между людьми, роли индивидуальной инициативы и творчества, открытости перед будущим» [3, с.90];
- третья – «кризис компетентности современных людей – главное звено в цепи кризизсных явлений и проблем, с которыми человечество столкнулось на пороге третьего тысячелетия. Именно некомпетентность соответствующих исполнителей и всего нашего общества в целом является первопричиной появления неработающих законов и указов, возникающих национальных и социальных конфликтов, случаев производственных аварий и экологических катастроф, опустошения природных ресурсов и т.п. Главная угроза наших дней для человечества – стремительное отставание способности человека справляться с изменениями в окружающем его мире от темпов этих изменений [10, с.34];
- четвертая – ориентация мирового сообщества на устойчивое развитие, предполагающая реализацию принципа образования через всю жизнь;
|
Социально-профессиональные
|
- смена монопрофессионализма на полипрофессионализм и становление экономики и общества, основанного на знаниях, в котором, согласно Лиссабонской стратегии, профессиональной ориентации оптантов отводится одна из ведущих ролей;
- конвергенция труда (соединение профессий, ведущее к полипрофессионализму) и постоянное изменение, связанное с глобализованным контекстом и техническим прогрессом [2, с.6-7];
- переход от индустриального («производство вещей») к информационному обществу («производство идей и знаний»), к обществу услуг («производство людей»);
- расширение и углубление свободы индивидуальной (предпринимательской) деятельности;
- становление в профессиональном мире взгляда на то, «что будущая жизнь и благосостояние человека во многом зависит не от полученной раз и навсегда профессии, а от способности к профессиональной мобильности, когда по данным социологов и психологов, человек должен сменить 4-5 специальностей за период зрелой личности, и от способности переучиваться без драматических и неврастенических реакций на это» [11 с.35];
- возникновение новых форм социальных общностей (полипрофессиональных групп, сетевиков),
- нарастание сложности человеческих, в том числе и профессиональных, связей и отношений;
- рост роли образования и научных сообществ;
- основными критериями престижа личности становятся профессионализм, компетентность, уровень власти и контроля, полипрофессиональный вид деятельности, уровень образования и собственность [12, 68];
- избыток специалистов в одних отраслях народного хозяйства и дефицит отдельных специалистов в других отраслях. Так, в Минске на конец лета 2008г. насчитывалось около 20-25 тыс. свободных рабочих мест, каждая четвертая вакансия – строительная. Одновременно при этом фиксировался избыток экономистов, юристов, учителей отдельных специальностей;
- чрезвычайная динамичность и изменчивость мира профессий. Так ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. С одной стороны, чем шире выбор, тем он психологически сложнее, с другой - недостаток знания специфики, требований и путей приобретения новых профессий лишь иллюзорно увеличивает количество альтернатив и ещё больше дезориентирует школьников в мире профессий;
- кризис профессиональной идентификации, связанный с отсутствием у новых профессий «корней» в профессиональной культуре нашего общества, и потому необходимо время на освоение нового социально-экономического и профессионального опыта, что сопровождается достаточно болезненным процессом ломки стереотипов традиционных форм профессионализации;
- усиливающееся несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
|
Ценностно-ориентационные
|
- дискредитация нравственных ценностей, происходящая в современном обществе. Расхождение между декларируемыми и неэффективными ценностями, с одной стороны, и реальными и действенными – с другой, опустошает личность, блокирует формирование готовности к смысловому выбору профессии;
- смещение характеристик «идеального образа профессионала» на: «идеальный образ жизни» («американский», «европейский», «новых русских», «новых белорусов» и др.). Неопределённость ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии, которая уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не его существенной частью.
|
Психолого-педагогические
|
- достаточно сформированная в общеобразовательных учреждениях республики и обществе в целом установка на организацию профориентационной работы, связанную чаще всего только с ориентацией и подготовкой выпускников к поступлению в высшие учебные заведения;
- низкий уровень готовности педагогических кадров к организации профориентационной работы со школьниками и учащейся молодежью в условиях смены монопрофессионализма на полипрофессионализм;
- низкий уровень готовности старшеклассников к выбору профессии. Так по оценке самих учащихся, лишь 24,5% девятиклассников «вполне готовы» к выбору профессии (их родители несколько более оптимистичны – 27,5%) [13, с.18]. Аналогичные цифры фиксируются уже на протяжении последних 20 лет;
- отсутствие достаточно сформированных способностей к проектированию и прогнозированию дополнительных (потенциальных) вариантов выбора профессии у значительного большинства выпускников общеобразовательных учреждений. Это весьма тревожный признак, так как в качестве причины, которая может помешать осуществлению профессиональных планов, большинство респондентов указывают финансовые трудности в семье, следовательно, обучение на платном отделении в высших учебных заведений нельзя считать для многих из них запасным выходом. Здесь также необходимо заметить, что высшие учебные заведения, как правило, принимают на все формы обучения около 56% из всего количества абитуриентов. Нетрудно посчитать, какая часть выпускников общеобразовательных учреждений после неутешительных результатов, снова стоит перед выбором путей трудоустройства;
- принцип «лотерейного билета», укоренившийся в сознании старшеклассников и который они используют в большинстве случаев при выборе профессии или дальнейшего образовательного маршрута, почти полностью игнорируя вопросы, касающиеся поиска «смысла своего труда через утверждение чувства собственного достоинства» [14];
- кризис нереализованности, ощущение бесперспективности многими выпускниками общеобразовательных учреждений. Так по данным социологического опроса, примерено 56% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта профессиональных проб избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, убеждениям [15].
|
Информационные
|
- недостаточный уровень информатизации многих общеобразовательных учреждений, особенно в сельской местности;
- низкий уровень компьютерной грамотности у значительного количества субъектов профориентации;
- отсутствие достаточного количества скоординированной информации на электронных носителях о мире профессий в целом, о путях, способах и возможностях получения профессии в каждом конкретном регионе, районе, городе, республике в целом. Поэтому в условиях непредсказуемости и риска в ситуации профессионального выбора многие альтернативы, подлежащие рассмотрению, являются недостаточно определёнными.
|
Управленческие
|
- недостаточно контролируемый рост высших учебных заведений, как правило, коммерческих, которые открывают факультеты по подготовке специалистов престижных специальностей. Эти учебные заведения, как правило, ориентированы не на потребности рынка, а на желания выпускников. В треугольнике «рынок – профессиональные намерения – профессиональное образование» отношения развиваются по типу раковых клеток, плодя никому не нужных специалистов, чтобы прокормить огромное количество вузов, в то время как экономика страдает от нехватки квалифицированных рабочих кадров;
- недооценка роли профориентационного партнерства с различными современными рынками: рынком технологий, рынком компетенций, рынком притязаний подростков и молодежи, рынком родительских ожиданий и притязаний различных профессиональных групп регионов;
- отсутствие скоординированной системы управления качеством организации профориентационной работы с учащейся молодежью;
|