Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году»

Дата: 31 октября 2022 в 16:42, Обновлено 29 мая в 12:46

Особенности организации дополнительного образования детей и молодежи в 2024/2025 учебном году

(художественный, художественно-речевой, культурно-досуговый, социально-педагогический, социально-коммуникативный, интеллектуально-познавательный, общественно-гуманитарный профили)

Дополнительное образование детей и молодежи является важным фактором обеспечения гражданской и государственной политики в современной образовательной системе Республики Беларусь. Стабильное развитие системы дополнительного образования детей и молодежи в стране, расширение сети объединений по интересам различного профиля обеспечивается государственными программами, нормативными и правовыми документами в области образования.

Стратегия развития дополнительного образования детей и молодежи отражена в подпрограмме «Дополнительное образование детей и молодежи, функционирование учреждений, специализирующихся на реализации программ воспитания» Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021 – 2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 57.

Приоритетным вектором развития системы дополнительного образования детей и молодежи является воспитание.

Вопросы воспитания в дополнительном образовании детей и молодежи не теряют своей актуальности в 2024/2025 учебном году. Воспитание заявлено общенациональным стратегическим приоритетом, который требует объединения усилий различных институтов воспитания, направления его обновления определены в следующих нормативных документах, которые создают системные позиции и целевые установки:

  • Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»;
  • Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года;
  • Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы;
  • Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;
  • Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 – 2025 гг. и др.

Главные цели в рамках совершенствования системы дополнительного образования детей и молодежи – создание условий для самореализации и развития творческих способностей учащихся, воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности.

Для достижения целей намечен ряд задач, среди которых:

  • организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей белорусского общества;
  • формирование у детей и молодежи белорусской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности;
  • усиление воспитательной составляющей в содержании программ объединений по интересам, которые реализуются на основе духовно-нравственных ценностей белорусского народа, исторических и национально-культурных традиций;
  • формирование           и           развитие           лидерских                                     качеств учащихся средствами инновационных методов обучения и воспитания;
  • развитие у учащихся нестандартного мышления, интереса к исследовательской, творческой, художественной деятельности и др.

Сегодня актуальными являются направления, которые оказывают существенное влияние на формирование культуры личности:

  • патриотическое и гражданское воспитание (любовь к стране, активное отношение к общественной жизни, социальная мобильность);
  • этнокультурное воспитание (освоение содержания национальных культур, приобщение к традициям и обычаям, морально- нравственным нормам своего народа);
  • эстетическое воспитание (освоение нравственных ценностей, ответственное отношение к себе и окружающим людям; чувство прекрасного);
  • воспитание культуры мышления и др.

Одним из важнейших элементов воспитания культуры личности является реализация социокультурных проектов и программ. В 2024/2025 учебном году Национальным центром художественного творчества детей и молодежи будут реализованы следующие международные и республиканские творческие и социальные проекты:

  • X Открытый Международный фестиваль-конкурс «Творчество без границ»;
  • XXXІV Республиканский   фестиваль-конкурс   моды   и   фото

«Мельница моды»;

  • республиканские турниры по интеллектуальным играм среди школьников («Думка белорусская», посвященный Дню белорусской письменности, «Осень – 2024»);
  • Республиканский фестиваль художественного творчества учащейся и студенческой молодежи «Арт-вакацыі – 2025»;
  • Республиканская культурно-просветительская акция «Грані творчасці»;
  • Республиканский информационно-профориентационный   проект

«ПРОФ-БУМ – 2024» учащихся учреждений профессионально- технического и среднего специального образования;

  • республиканские конкурсы «ПроБеларусь», «Герой нашего времени», «Я патриот своей страны»;
  • II Национальный детский медиафорум;
  • культурно-образовательная патриотическая акция «Поезд Памяти»;
  • Республиканский конкурс творческих работ «Праз творчасць у прафесію жыцця»;
  • XXXII Республиканский чемпионат по интеллектуальным играм среди школьников;
  • XIII Чемпионат Республики Беларусь по игре КВН среди школьников «В будущее с улыбкой»;
  • Республиканская выставка-конкурс детских художественных проектов «Наследники Язепа Дроздовича» коллективов изобразительного искусства учреждений дополнительного образования детей и молодежи Республики Беларусь, имеющих звание «народный», «образцовый», «заслуженный»;
  • Республиканская      выставка-конкурс       детского       творчества

«АрхНовация – 2024» среди учащихся учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи (совместно с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь);

  • XXVІІІ Республиканская выставка-конкурс декоративно- прикладного творчества «Калядная зорка» и др. (см. Календарь мероприятий).

При планировании работы следует учитывать изменения, происходящие в социальной среде, значительные события и памятные даты в жизни страны и белорусского народа: День белорусской письменности, День народного единства, День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Победы, День

всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа, День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь, День Конституции, День единения народов Беларуси и России и др.

В новом учебном году должна быть продолжена работа по проведению социально значимых культурных мероприятий, направленных на сохранение историко-культурного наследия, развитие народных традиций, воспитание любви к Отечеству.

Особое влияние на формирование гражданственности и патриотизма учащихся, эстетическое воспитание творческой личности, развитие эмоционально-чувственной сферы оказывает репертуар. Репертуар – основа творческой деятельности художественного коллектива. При формировании репертуара важна идейная направленность, художественная ценность и эстетическая значимость произведений, соответствие возрастным особенностям. Репертуар должен формировать у учащихся художественный вкус, ценностные ориентиры и нравственные качества, развивать творческое воображение. В репертуар коллектива рекомендуем включать произведения белорусских авторов, пропагандировать песенную национальную культуру Беларуси.

Выставочный ресурс в условиях системы дополнительного образования детей и молодежи способствует духовно-нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию детей и молодежи, художественному образованию, популяризации детского художественного творчества, созданию условий для реализации и самоопределения детей и подростков, приобщения их к культурным, эстетическим и художественным ценностям.

Педагогам дополнительного образования художественного направления рекомендуем продолжить знакомство с белорусскими художниками живописцами, графиками, композиторами, поэтами и прозаиками, различными видами традиционного и современного изобразительного искусства, изучение учащимися мировой художественной культуры, что создает благоприятные условия для гармоничного развития личности.

Следует продолжить работу по развитию исследовательских компетенций, стимулированию творческого поиска учащихся в сфере изучения белорусского культурного наследия в рамках Республиканского культурно-образовательного проекта «Беларускае народнае мастацтва і дзеці». В феврале 2024 г. дан старт IV Республиканскому фестивалю-конкурсу «Нашчадкі традыцый», который будет способствовать патриотическому и духовно- нравственному воспитанию детей и молодежи, приобщению их к

ценностям белорусского культурного наследия, изучению региональных народных традиций и развитию детского исследовательского творчества в сфере белорусского народного искусства.

В 2024/2025 учебном году в Республиканском фестивале художественного творчества учащейся и студенческой молодежи

«АРТ- вакацыі – 2025» примут участие учащиеся учреждений среднего специального образования. В рамках республиканского фестиваля предусмотрено проведение следующих республиканских конкурсов и проектов: Республиканский смотр-конкурс художественных коллективов и индивидуальных исполнителей учреждений среднего специального образования «АРТ-вакацыі», Республиканский заочный конкурс художественного творчества учащихся учреждений среднего специального образования «АРТ-портал», Республиканский конкурс информационно-методических разработок культурно-досуговых мероприятий для учащейся молодежи «КРЕОН», Республиканский интерактивный проект «Рэцытацыя», республиканская патриотическая АРТ-инициатива «Гордимся! Верим! Поздравляем!». Мероприятия фестиваля будут способствовать активизации работы по гражданско- патриотическому, художественно-эстетическому воспитанию на основе формирования ценностного отношения учащейся молодежи к историческому и культурному наследию белорусского народа.

В 2024/2025 учебном году следует продолжить работу по формированию у учащихся мотивации к трудовой деятельности, развитию профессиональных интересов, потребности в созидательном труде средствами художественного творчества. С целью внедрения эффективных технологий и инновационных форм профориентационной работы будет реализован республиканский информационно- профориентационный проект «ПРОФ-БУМ».

Основу   республиканской    культурно-просветительской    акции

«Грані творчасці» составляет тематическая интерактивная экспозиция, темой-девизом которой является цитата А.А.Кулешова «Перад сабой і светам будзь праўдзівы». Республиканская акция включает республиканскую выставку-конкурс современного визуального творчества, выставку-презентацию творческих работ в г. Минске, экспонирование лучших творческих работ и комплексы культурно- просветительских мероприятий в учреждениях высшего образования Республики Беларусь.

Проблема выявления, развития и воспитания лидеров в современном обществе приобретает особую актуальность. Подготовка лидеров становится стратегической государственной задачей. Это нашло отражение в документах, определяющих смысловые приоритеты современного образования, которые нацеливают учреждения

дополнительного образования детей и молодежи на решение этой задачи посредством создания условий для самоактуализации и самореализации личности, развития социальной активности детей и подростков, поддержки их инициатив. Государство способствует всестороннему развитию молодежи, создает условия для ее участия в общественной жизни, реализации потенциала в интересах общества.

Эффективные формы работы с детьми и молодежью – форумы, пресс-конференции, образовательные тренинги, диалоговые площадки, форсайт-дискуссии, круглые столы, встречи, проблемные лекции, брифинги, выставки-досье, защита творческих проектов и др. В новом учебном году состоятся: Национальный детский форум, Республиканский конкурс «Лучший парламент», цифровая патриотическая акция «Герои Победы. Никто не забыт…», заседания республиканского детского и подросткового парламента, образовательные мероприятия для кураторов детских и подростковых парламентов и др. (см. Календарь мероприятий). Мероприятия будут способствовать всестороннему развитию детей и молодежи, созданию условий для их участия в общественной жизни, реализации потенциала в интересах общества.

В 2024/2025 учебном году следует продолжить работу по взаимодействию с социальными партнерами (учреждениями образования, культуры, науки, общественными организации) с целью реализации совместных проектов. Данное взаимодействие повысит качественный уровень и эффективность проводимых мероприятий, будет способствовать кооперации усилий всего социального сообщества. Но главным результатом совместной деятельности с партнерами должно стать формирование личности, ее активной жизненной позиции, повышение гражданской и политической культуры молодежи, развитие интеллектуального и творческого потенциала.

Рекомендуем укреплять сотрудничество с ведущими республиканскими общественными объединениями «Белорусский республиканский союз молодежи» и «Белорусская республиканская пионерская организация»; налаживать двустороннее сотрудничество в реализации совместных образовательно-воспитательных проектов и внедрять новые формы и методы работы с членами общественных объединений в различных видах деятельности.

В 2024/2025 учебном году состоятся республиканские мероприятия совместно с ОО «БРСМ» и ОО «БРПО»: Республиканский тимуровский проект «Тимуровцы.by», Республиканский пионерский патриотический фестиваль «Огонек приглашает друзей», Республиканский конкурс молодых журналистов «Пресс-код», интеллектуально-развлекательная

игра «Молодежный/ Пионерский/ Октябрятский квиз», Республиканская патриотическая акция «Краски Победы» и др.

Повышению профессиональных компетенций и мастерства педагогических работников, поддержке участников образовательного процесса в раскрытии их профессионального и личностного потенциала, выявлению и распространению эффективного педагогического опыта, авторских проектов и передовых идей по сохранению и развитию традиций и инноваций в разных областях художественного, интеллектуального творчества будут способствовать ключевые проекты и мероприятия, инициированные Национальным центром художественного творчества детей и молодежи в 2024/2025 учебном году. Новый учебный год рекомендуем начать с проведения методических фестивалей «Растим гражданина, воспитываем патриота», диалоговых площадок, деловых игр, открытого микрофона, направленных на эффективное использование лучшего педагогического опыта, инновационных практик в области гражданско-патриотического воспитания учащихся, сотрудничество с учреждениями образования, культуры, науки, общественными организации в данном направлении.

Ключевые проекты и мероприятия будут направлены на эффективное и результативное использование воспитательного потенциала учреждений дополнительного образования детей и молодежи:

  • Международный хореографический форум «Хореографическое искусство как средство формирования эстетической и художественной культуры учащихся»;
  • авторский мастер-класс Высоцкой Х.И., декана факультета дизайна и декоративно-прикладного искусства УО «Белорусская государственная академия искусств», «Современные тенденции и особенности осуществления проектной работы в образовательном процессе в сфере декоративно-прикладного творчества»;
  • VI Открытые межрегиональные мастер-классы «Вучымся ў майстроў»;
  • Республиканский семинар «Инструментальное творчество как средство нравственно-эстетического и гражданско- патриотического воспитания детей и молодежи»;
  • Республиканская творческая мастерская «Детское хоровое творчество как средство воспитания личности учащегося»;
  • открытый диалог «Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств и эстетической культуры детей и подростков»;
  • Республиканский форум педагогических практик «Становление и развитие личности учащегося посредством реализации программ объединений по интересам социально-педагогического профиля»;
  • Республиканский установочный обучающий семинар для участников ХХХІV Республиканского фестиваля-конкурса моды и фото «Мельница моды» и др. (см. Календарь мероприятий).

В 2024/2025 учебном году Национальный центр художественного творчества детей и молодежи продолжит реализацию республиканского инновационного проекта «Внедрение модели республиканского методического кластера в систему сопровождения гражданско- патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи». Реализация проекта будет направлена на использование воспитательного потенциала опорных методических площадок республиканского методического кластера в гражданско- патриотическом воспитании в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи с учетом региональных особенностей и ресурсов.

В новом учебном году следует обеспечить популяризацию эффективных моделей реализации гражданского-патриотического воспитания в средствах массовой информации, научно-практических семинарах, конференциях, выставочной и издательской деятельности.

В   2024/2025   учебном   году   республиканский   сетевой   проект

«Опорная методическая площадка – профессиональному сообществу» совместно    с    республиканским    научно-методическим    журналом

«Выхаванне і дадатковая адукацыя» проводится под девизом «Опорная методическая площадка – фактор качественных преобразований в системе дополнительного образования детей и молодежи». Методическим службам рекомендуем в ходе проекта активно внедрять современные модели эффективного и открытого взаимодействия (интерактивные технологии, коммуникации сетевого партнерства, банк актуального педагогического опыта) c целью трансляции лучших традиций учреждений дополнительного образования детей и молодежи страны как ресурсных методических центров в гражданском и патриотическом воспитании учащихся.

Важнейшим направлением развития учреждения дополнительного образования детей и молодежи является цифровизация, которая должна включать комплекс инновационных методов научно-исследовательской, учебно-методической, организационно-управленческой деятельности. Сущность стратегии цифровизации состоит в поэтапном переходе к новому этапу деятельности областных, региональных учреждений как субкластерных центров научно-инновационной деятельности с участием

научных организаций по профилю учреждений дополнительного образования детей и молодежи и направленной на решение задач:

  • повышение научно-методического роста педагогических работников, повышения цифровой компетентности на основе гибкой системы стимулирования, управление их педагогическим ростом, мотивации академической мобильности, расширения региональных и международных обменов;
  • обеспечение качества образования и воспитания учащихся через формирование личностных, образовательных, исследовательских, креативных компетенций, развитие основ инновационной деятельности.

Организация образовательного процесса в объединениях по интересам должна строится на принципах доступности, открытости, добровольности, поддержки талантливых детей и детей с особенностями психофизического развития, построения индивидуального образовательного маршрута учащегося. Индивидуальный творческий маршрут является новым качественным ориентиром неформального образования, организованного в интересах учащегося.

Новые образовательные предложения будут направлены на формирование комплекса компетенций будущего, необходимых для успешной профессиональной и творческой самореализации.

В этом направлении необходимо совершенствовать работу по проектированию программ дополнительного образования детей и молодежи нового поколения, отвечающих требованиям времени, удовлетворяющих актуальные потребности (образовательные, творческие, познавательные, коммуникативные, досуговые, компенсаторные и другие), ориентированных на социальное развитие учащихся, формирование социально значимых ценностей, раннее профессиональное самоопределение.

Инновационность программ в их целеполагании: формирование личностных, образовательных, исследовательских, креативных компетенций учащихся, развитие основ инновационной деятельности, создание собственных интеллектуально-творческих продуктов. В центре внимания должен быть воспитательный потенциал программы дополнительного образования детей и молодежи: вопросы гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания, формирования эстетического восприятия культурных ценностей, эмоциональной культуры, здорового образа жизни и т.д.

В новом учебном году следует активизировать работу по обновлению содержания, методов, форм, технологий и приемов обучения и воспитания при реализации программ объединений по интересам, разработке и внедрению современных учебно-методических

комплексов, способствующих эффективному освоению содержания программ.

С учетом концептуальных подходов к развитию системы дополнительного образования детей и молодежи важным и актуальным образовательным компонентом является разработка и реализация программ с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, предмета или учебной дисциплины.

В 2024/2025 учебном году состоится заключительный этап республиканского конкурса программ объединений по интересам художественного профиля («Музыкальное творчество»). Главным параметром ценности такого документа должна стать его востребованность, предполагаемая результативность.

Методическая и практическая помощь педагогическим работникам в проектировании и реализации образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи рассматривается как одно из важнейших средств повышения профессиональных компетенций педагогических кадров учреждений образования. С этой целью на базе Национального центра художественного творчества детей и молодежи продолжит работу республиканская дистанционная методическая мастерская по проектированию программ  объединений по интересам

«Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи», материалы которой представлены на методическом портале учреждения образования.

Необходимо продолжить работу по организации качественного информационного сопровождения деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи, в том числе обеспечение информационной и методической поддержки интернет- проектов, творческих интернет-ресурсов, создаваемых учащимися.

Следует постоянно обновлять информацию на сайтах учреждений образования, продолжить работу по активному использованию социальных сетей как инструментов продвижения и популяризации учреждений дополнительного образования детей и молодежи, продолжить обучение учащихся навыкам критического отношения к информационным потокам, выработке навыков оперативно получать, систематизировать, воспринимать и оценивать информацию из различных медийных каналов. Актуальным является создание и продвижение групп педагогов дополнительного образования в социальных сетях, привлечение внимания к вопросам воспитания через социальные платформы, коммуникации между самими педагогами и родителями.

В сентябре 2024 года пройдет республиканская неделя учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Мероприятия Недели должны быть направлены на формирование открытого образовательного пространства, презентацию передового педагогического опыта гражданско-патриотического и духовно- нравственного воспитания учащихся, утверждение позитивного имиджа и приоритетов дополнительного образования детей и молодежи в обществе. Для педагогических коллективов учреждений дополнительного образования детей и молодежи Неделя представит возможность рекламы, презентации творческой деятельности по обновлению содержания дополнительного образования детей и молодежи через демонстрацию новых форм и методов работы. Современные технологии, цифровая трансформация будут способствовать внедрению новых форматов проведения мероприятий Недели: мультипарк, фотоквест, интерактивная игровая площадка, тест- драйв презентация, конкурс плейкастов, форум детских инициатив 3Д, интернет-квиз и др. Рекомендуем активно использовать опыт опорных методических площадок по формированию активной гражданской позиции, белорусской гражданской идентичности учащихся, воспитанию любви к малой родине.

В апреле 2025 г. состоится XXI Республиканская выставка научно- методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи.         Организация и проведение республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи представляет собой уникальный и значимый опыт создания инновационного пространства для актуализации педагогических идей и возможностей продвижения инновационного опыта в области воспитания детей и молодежи.

Рекомендуем учреждениям дополнительного образования детей и молодежи активно презентовать эффективный педагогический опыт, успешные образовательные практики, управленческие, научно- методические модели сопровождения дополнительного образования детей и молодежи, внедрения инновационных технологий и современных методов в образовательное пространство учреждения образования. Особое внимание следует уделить вопросам гражданско- патриотического воспитания, изучения истории и культуры малой родины, формирования активной гражданской позиции и лидерских качеств учащихся.

Развитие инновационного образовательного пространства в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2024/2025 учебном году должно способствовать повышению качества дополнительного образования детей и молодежи. Качество

дополнительного образования детей и молодежи неразрывно связано с повышением качества и эффективности работы с кадрами через созданную целостную систему взаимодействия учреждений образования:

  • функциональное развитие и продвижение республиканского методического кластера;
  • совместная деятельность учреждений дополнительного образования с социальными партнерами по повышению профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования;
  • проведение обучающих семинаров, проективных мастерских и методических площадок, творческих лабораторий, научно- практических конференций, в том числе в онлайн-формате;
  • совместная деятельность с Академией образования по реализации инновационных проектов, обучающих курсов;
  • взаимодействие с детскими и молодежными общественными организациями, иными организациями в реализации социально значимых проектов, детских и молодежных акций.

Обеспечение качества дополнительного образования детей и молодежи в новом учебном году будет способствовать внедрению в педагогическую и научно-методическую сферы деятельности инновационных подходов и технологий образования и воспитания.

Разрабатываемые модели дополнительного образования детей и молодежи должны соответствовать реалиям времени, быть направлены, в первую очередь, на формирование гражданина и патриота своей страны, нравственных ценностей учащихся, личностный рост, непрерывное профессиональное развитие педагогических и управленческих кадров.

Занятость учащихся в объединениях по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи в 2024/2025 учебном году позволит решить следующие задачи: удовлетворение потребностей и развитие творческих способностей учащихся, расширение пространства самореализации, самовыражения, саморазвития детей и молодежи, профессиональное ориентирование учащихся с перспективой дальнейшего развития приобретенных качеств, организация содержательного досуга, направленного на формирование у учащихся нравственно-ценностных ориентаций.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.