Основная задача социально-воспитательной системы на современном этапе, по мнению аналитиков, заключается в умении педагога помочь растущему человеку войти в мир, найти в нем свое место, осуществить осознанный выбор социальной роли и реализовать ее в созидательной деятельности. Решение этой сложной задачи связано с принципиальными изменениями в социально-воспитательной системе, которая призвана ориентироваться на интересы и потребности личности в определении содержания, форм и методов. Происходящие изменения способствуют развитию нового положения современного подростка в социально-воспитательной системе, создают условия его активного включения в реальную действительность. В совокупности это обеспечивает субъективную позицию подростка, интенсифицирует процесс осмысленного освоения социума и культуры, как его важнейшей составляющей.
В процессе социального взаимодействия в различных общностях ребенок усваивает ценности, нормы, которые интерпретируются им и становятся основанием его жизненных поступков. Именно детско-юношеские объединения, функционирующие на самодеятельной основе, представляют собой социальную среду, близкую ребенку, формирующую его «жизненный опыт» как один из источников развития личности.
Общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» позволяет учащимся адаптироваться и самореализоваться в условиях постоянно меняющегося социального пространства. По Уставу цель организации сформулирована следующим образом: «Помочь ребенку познать и улучшить окружающий мир, вырасти достойным гражданином своего Отечества и мирового демократического сообщества».
Центральное место в прогрессивной педагогической идеологии детского движения занимает идея возвышения субъектной роли подростка в организации, поиск путей развития его самодеятельности. Изучение массовой практики показывает, что такие феномены, как самоуправление, самостоятельность, права членов организации представляют для подростков особую ценность. Уровень развития самодеятельности определяющим образом влияет на отношение ребят к своей организации, на их эмоциональное самочувствие в ней. Самодеятельность проявляется, в первую очередь, в самоуправлении, которое, будучи формой демократии, предоставляет возможность детям реализовывать свои интересы в сообществе сверстников и взрослых, почувствовать защищенность от невзгод и подавления личности.
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его можно и нужно организовать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы сегодняшние подростки – будущие лидеры 21 века, которые станут управлять государством на разных уровнях, - владели культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешного развития общества и государства.
Сегодня по своей сути и содержанию общественная детская жизнь, ученическое самоуправление, общественные организации – это сферы, благоприятные для осуществления этих целей.
Современная пионерская организация дает много возможностей для воспитания, развития и образования. Жизнедеятельность ее строится исходя из модели активной личности, в основу которой закладываются ценности профессионализма, творчества, социальной активности. Пионеры включены в разнообразную общественную деятельность.
Юный лидер детского объединения – человек, ведущий за собой своих друзей, членов своего объединения. Он лучше других понимает, что и как нужно делать, чтобы жизнь в детском объединении была интересной, насыщенной, разнообразной.
В пионерской организации обучают активистов, общественников, членов ученического самоуправления.
Развитие и совершенствование системы ученического самоуправления нуждается в действенном педагогическом обеспечении.
Очень важной является проведение отчетно-выборной компании в пионерских дружинах. Ее правильная организация позволит определить удовлетворенность ходом реализации пионерских программ, работой пионерского актива, уровень приобретенных знаний, умений и навыков учащимися.
Планирование деятельности в пионерской дружине.
Планирование является одним из важнейших элементов пионерской работы. Ясное представление вожатого о целях, задачах и принципах деятельности пионерской организации, о содержании, формах и методах пионерской работы позволяет достаточно обоснованно определить систему конкретных дел дружины и отрядов, четко расставить силы актива, добиться решения намеченных задач с минимальными затратами сил и времени и с положительным результатом.
При планировании деятельности пионерской дружины необходимо руководствоваться следующими документами:
-Закон Республики Беларусь "О правах ребенка".
-Закон Республики Беларусь " О Государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь".
-Устав общественного объединения "Белорусская республиканская пионерская организация".
-Рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организации воспитательной работы.
-Областная комплексная программа "Воспитание".
-Областная комплексная программа "Идейно-воспитательная и идеологическая работа с детьми и учащейся молодежью".
-Республиканская, областная, городская, районная программы деятельности организаций ОО "БРПО".
Планирование эффективно, если вожатый учитывает и практически осуществляет основные методические требования:
-анализ пионерского коллектива;
-связь плана с окружающей социальной средой;
-определение конкретных воспитательных задач дружины;
-опора на инициативу и творчество пионеров;
-соответствие дел поставленным задачам;
-разнообразие форм работы;
-учет возрастных особенностей ребят, степени развития детского
коллектива, условий школы, традиций детского коллектива;
-согласованность и взаимосвязь плана работы дружины с общешкольным планом.
Этапы планирования.
1.Изучение документов государственных фондов, общественного объединения "Белорусская республиканская пионерская организация", методической литературы по воспитательной работе, материалов периодической печати.
2.Анализ деятельности и уровня развития пионерской дружины за предыдущий год.
3.Определение целей и задач на планируемый период.
4.Выявление интересов, мнений и предложений ребят.
5.Определение путей взаимодействия с социальным окружением.
6.Определение форм и видов деятельности.
7.Обсуждение и утверждение плана работы.
8.Оформление плана.
Анализ деятельности пионерской дружины
Знание особенностей деятельности пионерской дружины, пионерского коллектива, которым руководит вожатый, является первоочередным условием педагогически обоснованного планирования пионерской работы. Педагогу-организатору, прежде всего, необходимо постоянно анализировать проводимую работу и ее влияние на воспитание пионеров, стараться понять причины своих успехов и неудач, фиксировать изменения, происходящие в развитии коллектива.
С целью выявления мнения ребят о деятельности пионерской дружины можно предложить им ответить на такие вопросы:
1. Какое дело из проведенных в организации тебе больше всего понравилось?
2. Кому от проведенного дела стало лучше?
3. Чему ты научился сам?
4. Что нового и интересного появилось в жизни пионерской дружины в этом году?
5. Стала ли пионерская организация в школе более самостоятельной, повысился ли ее авторитет?
6. Как ты оцениваешь работу нынешнего совета дружины?
7. Кто из совета дружины был самым активным, и по каким делам вы его запомнили?
8. Справились ли члены совета дружины со своими поручениями?
9. На твой взгляд, что можно предложить для улучшения жизни, поднятия авторитета пионерской дружины?
В некоторых пионерских коллективах пионерам предлагают написать сочинение на тему "Моя пионерская дружина. Какой она должна быть?", в других - дополнить предложение "О нашей пионерской дружине я могу сказать, что она ..."
При анализе состояния дел в пионерской дружине могут использоваться такие методы и приемы:
- наблюдение;
- анкетирование;
- цветопись;
- рейтинг;
- недописанный тезис;
- беседа / индивидуальная; групповая /;
- интервью;
- организационно-деятельностная игра;
- разговор за "круглым" столом;
- диалог с коллективным собеседником;
- изучение документации дружины;
- тестирование;
- коллективный анализ дел;
- опрос.
Изучение особенностей пионерского коллектива старший вожатый ведет в течение всего учебного года. После каждого дела вожатый анализирует, что удалось, а что не получилось и почему. Особое внимание старший вожатый уделяет анализу работы дружины в конце учебного года. Этот анализ может включать самые разнообразные вопросы: как дружина участвовала в улучшении окружающей жизни, откликалась на события в нашей стране и за рубежом, решала задачи, поставленные перед дружиной; какие из проведенных дел удались и должны стать традиционными; какие отношения сложились между отрядами, между младшими и старшими пионерами; стал ли актив дружины более инициативным, самостоятельным и авторитетным среди ребят.
На заключительном занятии школы пионерского актива, отчетно-выборных сборах, заседаниях совета дружины старший вожатый ставит перед пионерами вопросы: Что было интересного в дружине, отряде? Что не понравилось пионерам? Каковы их пожелания и предложения на будущее? Нужную информацию можно получить с помощью рапортов отрядов в устной и письменной форме, тематических газет, различных конкурсов типа «Чему ты научился за год в своем звене, отряде?», позволяющих выявить, какими умениями и навыками овладели пионеры.
В итоге всей работы по изучению коллектива и отдельных пионеров составляется педагогическая характеристика дружины, которая позволяет учесть особенности конкретного пионерского коллектива.
Конкретные воспитательные задачи работы каждой дружины, каждого отряда не могут не отражать специфику, своеобразие, особенности данного коллектива. Но они в то же время должны полностью соответствовать задачам деятельности всей пионерской организации
района. Необходимо опираться на накопленный дружиной опыт, установить необходимую преемственность в работе, выдвинуть перед пионерами перспективы дальнейшего роста и развития.
Подготовительную работу по определению конкретных воспитательных задач пионерского коллектива лучше провести весной и летом, чтобы в начале учебного года процесс планирования не затягивался.
Специфика процесса планирования деятельности пионерской дружины состоит в том, что в нем активно участвуют сами пионеры, но под руководством вожатого. Привлечение всех пионеров к планированию работы звена, отряда, дружины способствует развитию инициативы и самостоятельности каждого члена организации.
Рекомендации
по проведению отчетов и выборов в пионерской организации
Что такое отчеты и выборы в пионерской организации сегодня?
Во-первых, это анализ и оценка результатов работы конкретного пионерского коллектива и каждого пионера по выполнению решений слетов пионеров, сборов дружины, своих собственных поручений, решений и планов, которые были намечены. Очень важно не просто назвать успехи и недостатки, а проанализировать их с точки зрения нравственного обогащения ребят, продвижения к большой перспективной цели.
Во-вторых, это возможность каждого пионера реализовать свои основные права: самостоятельно определять программу своей пионерской жизни, свободно обсуждать и критиковать результаты деятельности дружины, а также свои собственные; избирать и быть избранным в органы пионерского самоуправления.
Задача пионерского вожатого: помочь подготовиться ребятам к большому разговору, обратить их внимание на результаты подобных сборов в течение года.
Отчеты и выборы начинаются проверкой в звеньях, затем отчеты и выборы в отряде и заканчиваются отчетно-выборными сборами в дружине. Отчетно-выборной кампании могут быть посвящены 2-3 дня, а то и неделя.
Отчетно – выборные собрания в звеньях, отрядах, дружинах проходят в апреле – мае
Сбор звена строится из отчетов звеньевого, обсуждения работы звена и выборов звеньевого.
В отчете звеньевому необходимо отразить участие звена, каждого его пионера в делах отряда и дружины в делах и программах ОО БРПО. Отчет должен быть содержателен и краток. Надо стремиться, чтобы в его обсуждении принял участие каждый пионер.
Кандидатуру нового звеньевого необходимо всесторонне обсудить на сборе. Важно, чтобы ежегодно звеньевыми, как правило, избирались новые ребята, это даст возможность большему количеству пионеров пройти школу организатора.
Сбор звена не должен превышать 40 минут. В сборе принимает участие член совета отряда.
Отчетно – выборный сбор отряда проводится после сборов звеньев.
С отчетом о работе совета отряда за прошедший период выступает председатель. В отчете необходимо проанализировать участие отряда в делах дружины, в областных и республиканских акциях и программах.
Не следует увлекаться перечнем проведенных мероприятий, множеством цифр. Важно, чтобы в отчете было показано отношение пионеров к делам, которые проводились в отчетном периоде, поддержаны инициативные пионеры. Отчет совета отряда должен быть кратким, деловым, острым, должен вызывать горячее желание обсуждать поставленные в нем вопросы.
В обсуждении работы отряда, в оценке деятельности совета отряда должны принять участие пионеры всех звеньев. При этом необходимо добиться обстановки взаимной требовательности и доброжелательности.
Отчетно-выборный сбор дружины проходит по завершении отчетов и выборов в отрядах.
В сборе участвуют все пионерские отряды.
С отчетом о работе совета дружины выступает председатель. Отчет готовиться, обсуждается и утверждается советом дружины. Главное внимание в отчете следует уделить роли совета дружины во всех акциях, в важнейших событиях, вносят предложения по улучшению работы дружины.
Для проведения отчетно-выборной компании можно использовать любые формы отчета: устный журнал, рисованные фильмы, организация выставки, творческий отчет, пионерский капустник, устное выступление.
Примерны план проведения отчетно-выборного сбора дружины
1. Организационная работа.
2. Торжественная линейка.
3. Избрание рабочих органов сбора (информационный центр, счетная комиссия, секретарь и др.).
4. Отчеты пионерских отрядов и Совета дружины.
5. Подведение итогов за год (награждение).
6. Представление кандидатов (знакомство с программами, интервью, вопросы из зала).
7. Голосование.
8. Закрытие торжественного сбора.
9. Коллективное планирование работы нового Совета дружины, обсуждение проектов.
Методические рекомендации
по разработке программы детского объединения
Применительно к деятельности детского объединения воспитательно-образовательная программа - это документ, четко определяющий цели деятельности данного детского объединения, средства и пути их реализации.
Программа детской организации по своему смыслу должна давать ответы на следующие вопросы:
1. Каково исходное состояние детской организации? (что реально существует)
2. Каким хотелось бы видеть детскую организацию? (что хочется в идеале)
3. Что надо предпринять для того, чтобы изменить реальное состояние дел и приблизить его к идеальному образу?
Программа может иметь различную структуру, но основные ее элементы (разделы) чаще всего неизменны:
1. Введение.
2. Цель и задачи деятельности.
3. Содержание деятельности.
4. План реализации, или Механизм реализации.
5. Предполагаемые результаты.
Рассмотрим их подробнее.
Введение (объяснительная записка, преамбула и т.п.). В этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, которые сложились в школе или микрорайоне на момент создания программы. Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначается (какому возрасту, социальной группе детей и т.д.). Во введении объясняется название программы (при его наличии), ее основные идеи и принципы.
Цель. В этом разделе указывается основная (главная) цель программы и задачи, которые уточняют, конкретизируют основную цель. Цель и задачи должны быть конкретными, реальными, достижимыми.
Цель деятельности детской организации — это конкретный образ предполагаемого (ожидаемого) результата, который детская организация может реально достичь к определенному моменту времени. (Это могут быть, например, какие-то качества, знания, умения, которые ребенок приобретет в детском объединении).
И еще, необходимо уяснить: цель возникает тогда, когда появляется проблема. Найти, «нащупать» проблему и означает определить цель деятельности (т.е. решение проблемы). Проблема — это разрыв между желаемым состоянием (идеальным образом) чего-то и его фактическим (реальным) состоянием. Решение проблемы — выбор одного из многих существующих вариантов действий, позволяющих перейти от фактического состояния (чего, кого-либо) к желаемому. К примеру, старший вожатый в своей работе столкнулся с проблемой: низкая активность детей в общественной деятельности, отсутствие инициативы (реальное состояние). Поэтому он выдвинул цель — повышение активности детей, создание условий для развития их социального творчества (желаемое состояние). Реализовывать цель старший вожатый решил через создание системы детского самоуправления в объединении (вариант решения проблемы).
Задача — это частная цель или мини цель. Это конкретизация цели, шаг на пути ее достижения. Задачи разрабатываются для каждого направления программы.
Поэтому и раздел программы «Целеполагание» обязательно включает в себя и основную (главную) цель и конкретизирует ее задачи. Опыт свидетельствует, что программа детского объединения не может быть многоцелевой. Программа обычно содержит 1-2 основные цели и уточняющие их задачи (2-7).
Чтобы правильно определить цели и задачи необходимо сделать несколько шагов:
Шаг 1. Изучение социального заказа — определить место и роль детской организации в воспитательной системе школы, Дома детского творчества; изучить потребности ребенка, семьи, общества в отношении детской организации. Знакомство с программами деятельности детских организаций на уровне РБ, с районными программами.
Шаг 2. Предварительная психолого-педагогическая диагностика детской организации и самодиагностика руководителя. Образно говоря, педагогу важно найти ответы на вопросы: «Что хотят и что могут дети?» и «Что хочет и что может он сам?».
Шаг 3. Выдвижение общих целей и задач. На этом этапе осуществляется выбор между «хочу» и «могу» и определяется что «надо» сделать.
Шаг 4. Изучение специфики детской организации и индивидуальных особенностей его участников. Это необходимо делать именно после предварительного выдвижения целей и задач, чтобы диагностику проводить целенаправленно. В результате вы должны получить развернутую характеристику детского объединения с учетом возрастных и половых особенностей, где отражены ценностные ориентации детей, их интересы и увлечения, общественный и личный статус, проявление тех или иных свойств и качеств личности, семейная ситуация, успеваемость и положение в школе и т.д.
Шаг 5. Изучение условий, в которых будет реализовываться программа. Во-первых, условия, связанные с особенностями и педагогическими возможностями базового для детской организации учреждения. Во-вторых, условия, связанные с особенностями семейных взаимоотношений членов детской организации.
Шаг 6. Выдвижение конкретных целей и задач программы.
Общие правила формулировки целей и задач:
• Возможны два варианта формулировок: через глагольную форму или через существительное («развивать» — «развитие», «формировать» — «формирование»").
• В одном блоке целей и задач должны быть формулировки только одной формы либо глагольные, либо через существительные.
• Надо конкретизировать заданный срок достижения цели. Календарный срок — это тот рубеж, когда необходимо дать ответ, достигнута ли цель.
• Оговаривать только то, «что» и «когда» должно быть сделано, не детализируя, «как» и «почему» это должно быть сделано.
• Цели и задачи должны быть логически увязаны между собой.
Содержание. Этот раздел программы содержит описание форм, методов, с помощью которых предполагается реализовать цели и задачи. Обычно, исходя из задач, содержание программы разбивается на отдельные направления (подпрограммы, блоки), представляющие относительно самостоятельные части программы. Например, развивающая программа для младших школьников «Наследники».
Что надо понимать под содержанием программы. Каждый раздел программы должен дать ответ на вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?» будет делаться детской организацией для реализации выдвинутых целей и задач. На данном этапе программирования педагогу необходимо сформулированные цели и задачи трансформировать, перевести в соответствующие формы воспитательной работы. Выбранные формы должны соответствовать поставленным целям и задачам.
В этой части программы необходимо продумать педагогические средства и приемы воплощения своего замысла в конкретные мероприятия, игры и дела, в которых и будет осуществляться воспитание и развитие членов детской организации.
Содержание должно строиться из больших и малых «кирпичиков» — элементов — частей. К крупным элементам, относятся программы, направления: модули, блоки, проекты и т.д. К более мелким, соответственно, подпрограммы, подпроекты, ступени и т.д. Как вариант, содержание программы может быть представлено и в виде схемы.
План реализации. Данная часть программы может иметь и другие названия. Один из наиболее сложных для разработки разделов. Он представляет собой описание системы действий (что необходимо сделать, с кем встретиться), но воплощению в жизнь замысла, идей программы. Главное назначение этого раздела продумать, что написано на бумаге, превратить в реальную деятельность детей и подростков; какие действия, кто, в какие сроки, где, с использованием каких ресурсов должен выполнить, чтобы получить желаемые результаты. Разработка плана (механизма) реализации программы состоит из следующих этапов:
1. Определение условий, обеспечение которых позволит решить конкретную задачу программы.
• Организационные условия — это создание новых органов, структур объединения (совет, временная творческая группа, клуб и т.п.).
• Научно-методические условия — это овладение необходимыми знаниями и умениями, приобретение нужного уровня квалификации в чем-либо (посещение курсов повышения квалификации, приглашение конкретных специалистов-консультантов и т.п.).
• Материально-технические условия — это создание необходимых средств (техническое оборудование, место, прикладной материал и т.д.) для успешной деятельности Детской организации.
• Мотивационные условия — это действия, которые призваны сформировать заинтересованность детей и взрослых в решении поставленной задачи.
2. Составление плана действий по реализации программы.
Исходя из определенных условий, составляется план действий.
Результаты. В этом разделе указывается предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. Напомним, что, как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. По сути, главным результатом деятельности любого детского объединения являются развитие ребенка и детского сообщества. Показатели этого развития (новые знания, умения, навыки, уровень взаимоотношения и т.д.) и должны стать результатами деятельности детского объединения.
Те из педагогов, кто неформально относится к определению и формулировке целей и задач программы, облегчает себе жизнь при работе над этим разделом. Можно сказать, что это тот же раздел что и «Целеполагание», но описанный другими словами.
Какие еще компоненты может содержать структура программы? В некоторых вариантах есть раздел «Кадры», где указывается, кто будет работать с детьми, как предполагается подготовить этих специалистов (и взрослых, и детей). Иногда в программах появляется раздел «Атрибутика» (или «Имидж», «Антураж»), содержание описание символики программы.
Заключение
Разработка программы детского объединения - процесс непростой, требующий определенного опыта и знаний от педагога. Но нельзя в программировании обойтись и без помощи детей, коллег. Они должны стать соавторами каждой программы, т.к. только заинтересованность ребят, содействие всех взрослых, причастных к деятельности детской организации, их активность на всех этапах программирования, сделают программу полезной и эффективной.
Важным представляется и то, чтобы разработка программы не превратилась в самоцель, как это уже было в прошлом с перспективным планированием воспитательной работы, а явилась настоящим подспорьем в деятельности детских объединений различных типов. Иначе все то, о чем говорилось выше, не имеет смысла.